Согласно опросу Superjob.ru, на сегодня более 60% россиян, работающих 8 часов в день, уверены, что успеют выполнить свои обязанности быстрее. Чиновники также считают, что россияне могут работать быстрее и продуктивнее. Обсуждая цифровые технологии на последнем Питерском экономическом форуме первый зампред Банка России Сергей Швецов заявил, что пятница может стать выходным днем через 15 лет.
«Момент, который очень важен, это, действительно, повышение производительности труда, внедрение роботов.
Я уверен, что на горизонте 15 лет мы будем серьезно обсуждать вопрос, что пятница должна стать выходным днем. Потому что мы развиваем медицину, развивается производительность труда, и возникает вопрос, чем будут заняты все эти люди»,
— заявлял тогда он.
Швецов отметил, что, если будет три выходных дня, это откроет новые сектора, связанные с предоставлением услуг по личному времени.
На звонки можно и дома отвечать
Формат традиционной работы в офисе тоже устарел. Как рассказал «Газете.Ru» руководитель департамента IT, телеком и медиа кадрового агентства «Юнити» Александр Шахов, в последнее время компании все чаще нанимают сотрудников на удаленную работу.
«Тренд такой есть, но в цифрах его пока сложно описать», — отмечает он. Объясняется это как все большим распространением технологий и автоматизации процессов в компаниях, позволяющих работать удаленно, так и желанием компаний сэкономить на затратах, объясняет эксперт.
В частности, крупным банкам и телекоммуникационным и IT-компаниям это позволяет брать сотрудников на некоторые позиции на работу из российских регионов, а не только из Москвы.
Все больше компаний ищут персонал на удаленную работу на позиции операторов колл-центра и специалистов по работе с клиентами, программистов.
Сейчас на удаленную работу чаще всего переводят специалистов, которые могут выполнять задачи дистанционно, либо востребованы не весь рабочий день. Это касается специалистов IT-сферы, сферы продаж, бухгалтерии, подбора персонала, связанного с дизайном, редактированием или версткой.
Роботы вытеснят людей
Правда, три выходных дня и возможность удаленной работы будет не у всех россиян, а только у тех, кого не смогут заменить роботами.
Обеспокоенность этим вопросом выражают не только эксперты, но и чиновники и законодатели. Как отмечал в сентябре в ходе расширенного заседания Совета по законодательному обеспечению развития цифровой экономики в Анохино председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационных технологиям и связи Леонид Левин, для нашей страны очень важным является вытеснение рабочей силы искусственным интеллектом.
«Это касается банковской сферы, бухгалтерских, юридических услуг, промышленности и многого другого. Таким образом, уже в ближайшем будущем мы можем столкнуться с ростом безработицы. К примеру, в России только охранников насчитывается более 1,5 млн человек. Рано или поздно их заменят автоматизированной системой, и на рынок выплеснется 2% работоспособного населения страны.
Именно поэтому о том, как трудоустроить, тех, кто потеряет работу вследствие развития цифровых технологий, нужно думать уже сейчас», — заявил он.
Угроза остаться без работы стоит не только перед охранниками. В октябре Герман Греф на форуме «Открытые инновации» в «Сколково» утверждал, что буквально через 3-5 лет в банке «боты» возьмут на себя функции персональных финансовых советников, отвечающих на типовые вопросы клиентов банка. По словам Грефа, уже сейчас 99% процентов кредитных решений по физическим лицам принимаются автоматически.
Из-за автоматизации спрос будет падать на работников колл-центров, кассиров, водителей, бухгалтеров и другие массовые позиции, не требующие высокой квалификации.
Уже сейчас должности, по которым отмечается нулевой прирост или падение зарплат, — это курьеры, переводчики, бухгалтеры на первичную документацию и по расчету заработной платы, отмечают в рекрутинговом агентстве.
Производительность повысят
К тем, кого не смогут заменить роботы, а также тем, кто сможет переквалифицироваться, повысят требования к производительности труда. Чиновники уже давно мечтают об этом, отмечая технологическое отставание России.
«Парадокс в том, что наши граждане работают не меньше, а даже больше, в среднем это получается около 2 тысяч часов против 1,75 тысячи приблизительно часов в странах ОЭСР. То есть мы вкладываем много сил, времени, а на выходе результаты весьма средние»,
— описал проблему в конце августа на заседании президиума совета при президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам премьер-министр Дмитрий Медведев. Такая ситуация вызвана как технологическим отставанием в стране, так и нехваткой инвестиций и административных барьерах для бизнеса, отмечал Медведев.
По словам главного экономиста Евразийского банка развития (ЕАБР) Ярослава Лисоволика, более высокооплачиваемые места, на которые будет требоваться персонал с высокими компетенциями, могут привести к росту производительности труда.
Отдача от труда будет выше и свободного времени действительно может оказаться больше, в том числе из-за большего количества выходных.
Но его, скорее всего, необходимо будет тратить, в том числе, на повышение уровня образования. По слова Лисоволика, в перспективе 10-15 лет из-за технологического взрыва в целом должна будет смениться господствующая сейчас парадигма, и вместо того, чтобы отучиться один раз и работать по своей специальности, люди будут всю жизнь учиться и осваивать новые профессии.
Задача государства при этом предвидеть такое развитие ситуации и уже сейчас думать о том, как помочь с переквалификацией нынешним сотрудникам, а не во время «технологического скачка» экстренно принимать меры, считает Лисоволик.
«Нужно превентивно бороться с уязвимостью», — говорит эксперт.
Впрочем, эксперты уже не раз высказывали критику по поводу программ правительства по распространению цифровых технологий. В частности, много вопросов вызывает отдача от вложений в «Сколково».
Эксперты советуют россиянам в целом меньше рассчитывать на государство. Как отмечал ранее в интервью «Газете.Ru» директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон, в будущем «нужно быть готовым к тому, что теплое место на работе с хорошей зарплатой «заморозится» и перестанет кормить».
«Нужно понимать, что никто, никакое государство, никакие высшие силы никаких вечных гарантий на рынке труда дать не могут», — резюмирует Гимпельсон.
По словам Германа Грефа, «лозунгом рабочей силы XXI века» должна стать «адаптивность или гибкость в обучении».
«Те, кто не может познавать, и те, у кого нет стратегии в образовании, обречены на низкоуровневые и малооплачиваемые должности, которые в конечном итоге будут заменены компьютерами», — уверен Греф. Поэтому в ближайшее время предстоит задача «конвертировать» людей, выполняющих автоматизированную работу, в «творцов, которые будут создавать новые рабочие места».